Грамотно составленная анкета или от чего зависит успех исследования?

Грамотно составленная анкета или от чего зависит успех исследования?

Анкетирование – это один из наиболее распространенных методов социологического исследования. Для получения объективной информации по исследуемой проблеме важно соблюдение правил разработки анкеты, точный выбор вида вопросов.

«Классикой жанра» разработки анкеты социологи считают следующие правила:

  • Один вопрос – один ответ (правило «Нельсона Манделлы»);
  • Вопросы располагаются по принципу «от простого – к сложному»;
  • Предложение не более семи вариантов ответа (правило «семи);
  • «Соц-дем» блок («паспортичка») размещается в конце анкеты;
  • Необходимость текста-обращения к респондентам.

Все вопросы для анкетирования условно подразделяются на:

  • Результативные, т. е. непосредственно относящиеся к содержанию исследования;
  • Функциональные, содействующие управлению процедурой анкетирования, коммуникацией исследователя и респондента.

В первой группе может использоваться открытый или закрытый вопрос, а также вопрос-шкала. Каждый из них имеет различные возможности предоставления респондентом достоверных сведений. Так, закрытая форма вопроса предлагает ему несколько вариантов ответа (подсказок) и получение информации, которую можно легче обобщить или подать в форме таблицы.

А открытый вопрос, не имеющий вариантов ответа, позволяет получить больше сведений от опрашиваемого, выявить доминанту оценок, мнений, настроения. Применение этого вида вопроса весьма актуально во время пробного исследования, когда важно узнать мнение индивидуума или экспертов, а не для статистического анализа социальной группы (страты). Однако процесс контент-анализа ответов является более трудоемким и сложным по сравнению с закрытым видом вопросов.

Широко применяются также анкеты с полузакрытыми вопросами, которые являются комбинацией «подсказок» со свободной строкой для других или своего варианта ответа.

Объективность исследования с помощью анкетирования достигается сочетанием открытых, закрытых, полузакрытых результативных и функциональных вопросов. Среди последних: контрольный (детекторный), провоцирующий, контактный, буферный, отсекающий вопрос (фильтр), «ловушка» или их сочетание.

Сегодня широкое распространение имеют также вопросы, способствующие поддержке респондента или снятию установок, которые помогают минимизировать влияние общепринятых оценок событий, престижности брендов и т. п. Весьма актуален и модерирующий вопрос, позволяющий исключить из числа респондентов нецелевую аудиторию при отрицательном ответе относительного исследуемого вопроса.

Во избежание субъективности полученных сведений анкетирование предполагает комплексное использование других методов сбора информации.

 

Наши услуги

Комплексное маркетинговое исследование

Аналитический процесс, включающий в себя работу с вторичной рыночной информацией и взаимодействие с респондентами для подтверждения выработанных гипотез целевых рынков и определения параметров будущего маркетинга.

Опросы

Целенаправленное общение с конкретной группой людей с целью выявления наиболее эффективных способов удовлетворить желания клиента.

Интервью

Один из самых популярных и эффективных способов проведения количественных исследований, позволяющий добиться высокой информационной отдачи от аудитории.