Фокус группа – один из лучших методов определения популярности товара или услуги

Сценарий фокус группы или фокусированное интервью – это своеобразное групповое обсуждение какого-либо товара или услуги, в ходе которого выясняется отношение каждого участника к обсуждаемому вопросу. Так, к примеру, обсуждению поддаются такие вопросы, как жилищная проблема и возможные варианты выхода из нее. При этом обязательно представляются различные варианты проектов решения задачи, оцениваются характеристики недвижимости, их цена, размер средней процентной ставки в среднестатистической кредитной организации по обслуживанию ипотечной программы. Особенностью информации, получаемой в результате подобного исследования, является то, что каждый участник фокус группы в результате беседы дает именно те ответы, которые возникают у него в голове без влияния извне, что делает результаты крайне точными.

Фокус группа в маркетинге и ее характеристики

Данной методике присущ целый ряд особенностей, а именно:

  • численность участников в каждой фокус группе варьируется от 2 до 8 человек и обычно не превышает отметку в 10 участников;
  • длительность обсуждения в зависимости от рассматриваемого вопроса обычно составляет от 60 минут до 3х часов;
  • всем процессом обычно управляет модератор фокус групп – это опытный специалист в области психологии или социологии, что позволяет ему управлять беседой, направляя ее в нужное русло для получения необходимых данных;
  • формирование происходит в зависимости от сценария фокус группы. Пол, возраст и социальная принадлежность определяется в зависимости от того, какой вопрос будет рассматриваться.

Метод фокус групп подразумевает, что обсуждение, проводящееся в режиме группового общения, должно проводиться в удобной и благожелательной обстановке, где каждому участнику будет максимально комфортно. Только таким образом можно получить наиболее полные и объективные результаты не искаженные плохим настроением или неприязнью одного участника исследования к другим.

Проведение фокус групп: подготовка к исследованию

Любое подобное исследование предполагает выполнение следующих шагов:

  1. Создание программы. В ней определяются вопросы для фокус группы на которые потребуется получить ответы. Также определяются цели, задачи, предмет изучения и размер группы. В большинстве случаев на этом этапе исследователи не выдвигают никаких предположений. Это делается, для того чтобы не возникло искажения понимания ряда процессов и проблем и получением неверных данных.
  2. Подготовка исследователей. Обычно в команду входит опытный модератор и несколько ассистентов, помогающих ему проводить встречу и производящих ее фиксацию на электронные носители. Также они следят за раздачей напиток и закусок, если исследование затянулось.
  3. Набор участников. Перед этим может быть проведено специальное тестирование или смотр. Однако следует заметить, что целый ряд исследований, когда цель фокус группы состоит в оценке нового товара, участники могут быть выбраны совершенно случайно. Кроме того, следует понимать, что сложившиеся группы ни в коем случае нельзя использовать по причине уже возникших межличностных связей, которые могут здорово исказить конечную картину исследования.
  4. Создание плана. Стандартная фокус группа имеет пример сценария состоящего из приветствия, пояснения основных положений и правил поведения во время обсуждения, формулирования рассматриваемых вопросов, которые при этом обязательно должны быть разбиты на несколько блоков, облегчающих их понимание и связывающих вопросы в единую цепь.

Фокус группы и методика их проведения

Фокус группа, сколько бы человек в ней не присутствовало, обязательно должна собираться в условия обстановки ни к чему не принуждающей каждого из участников беседы. При этом крайне важно чтобы были полностью реализованы следующие аспекты:

  • помещение должно быть удобным и комфортным. Онлайн фокус группы позволяют собирать участников в сети, что обеспечивает их комфорт, так как в большинстве случаев они находятся в уютной домашней обстановке;
  • в помещении обязательно должен быть большой стол, на котором было бы удобно пользоваться различными бланками, таблицами и прочим раздаточным материалом. Также за ним участникам могут быть предложены закуски и напитки, как до начала дискуссии, так и во время перерыва;
  • при обсуждении товаров обязательно присутствие образцов, что дает возможность получить самые разные мнения о нем.

Преимущества фокус группы заключаются в получении «чистых» данных, на которые можно смело опираться во время продвижения товара. Кроме того, в ходе данного исследования можно найти существенные недостатки в предлагаемом товаре и вернуть его на доработку еще до начала продаж, избежав огромных трат. Анализ данных фокус группы обычно производится специалистами сразу после ее окончания. После этого составляется подробный отчет, позволяющий использовать эту информацию работниками отдела маркетинга и продвижения.

Сегодня заказать фокус группу является одним из самых надежных способов получить объективное мнение о товаре или услуге и сделать корректировки в стратегии ее внедрения на рынок.